Популярная маслография

Замена масла в автосервисе ЕВРО МОТОРСТема моторных масел присутствует в нашей жизни в трех ипостасях: строгая научно-технологическая – раз; маркетинговая – два; повседневная бытовая – три. Увы, они не всегда совпадают. Давайте попробуем выстроить мостики между ними.

Не станем рушить сложившиеся стереотипы – они слишком глубоко вошли в нашу автомобильную жизнь. Но немного скорректировать их обязаны. «Платон мне друг, но истина дороже». Вот и послужим истине. Начнем со стереотипа «лучшее масло».

В автосервисе «Евро Моторс» замена масел проводится профессионалами, по разумной цене и с использованием расходных материалов высокого качества.

Сегодня любой автовладелец скажет, что моторные масла бывают минеральные, синтетические и полусинтетические. И непременно добавит, что «синтетика» лучше «минералки». Такая вот «народная» классификация.

Ребят, а что такое «синтетика»? И вообще, какая, по большому счету, разница – «синтетика», «не синтетика»?..

Как известно, товарное масло состоит из двух слагаемых: базовое масло плюс присадки. Спору нет, то или иное базовое сырье позволяет получать более выгодные характеристики – но не все, а лишь некоторые. Давайте посмотрим – какие же существуют базовые масла и в чем их преимущества. А заодно разберемся – что такое «синтетика», и какой она бывает.

Далее мы будем использовать термин «индекс вязкости». Если вы знаете, что это такое, пропустите несколько абзацев. А если нет, давайте разберемся.

Итак, индекс вязкости. Иногда его путают с классами вязкости по SAE. Увидят надпись 5W-40 и заявляют, что 5 и 40 это как раз индексы вязкости и есть. Мы сами встречали подобное в рекламных статьях и на интернет-форумах.

Но как отметил поэт, «нет, ребята, все не так, все не так, ребята!». Индекс вязкости (ИВ) – это совсем другое. Это безразмерная величина, характеризующая изменение вязкости масла в зависимости от температуры.

Оценивают ИВ так: измеряют кинематическую вязкость в мм2/с (сантистоксах) при 40°С и при 100°С. Потом по особой формуле (разумеется, сегодня это делает компьютер) рассчитывают индекс вязкости. Зачем это нужно?

Климатические условия нашей страны и Челябинска, в частности, обязывают проводить процедуру замены масла в двигателе, как минимум, один раз в год, либо каждые 10 тысяч километров пробега. Это обеспечивает бесперебойную работу главного силового агрегата авто. Обновления смазывающей жидкости требует и коробка переключения передач: замена масла в механической трансмиссии проводится после 45 тысяч километров пробега, в коробке-«автомат» каждые 40-60 тысяч.

Сама вязкость в зависимости от температуры изменяется нелинейно, по кривой, близкой к экспоненте. А индекс вязкости строится в логарифмических координатах, которые спрямляют экспоненту. И мы получаем показатель в виде прямой, позволяющей просто и наглядно оценить вязкостно-температурные характеристики масла: чем меньше ее наклон к оси абсцисс, тем больше индекс вязкости. А чем больше индекс вязкости, тем меньше зависимость вязкости от температуры. А значит, лучше смазывающая способность масла – как на холодном, так и на горячем двигателе.

Группа База Индекс вязкости Содержание предельных, % Сера, %
I Минеральная 80-120 < 90 > 0,03 (до 1%)
II Минеральная 80-120 > 90 ≤ 0,03
III Минеральная гидрокрекинговая > 120 > 90 ≤ 0,03
IV Полиальфаолефины (ПАО) > 120 ~100 0,00
V Всё, что не входит в группы I-IV Особенности см. в тексте статьи

Но вернемся к главной теме. Итак, «минералка-синтетика»… По классификации API существует пять групп базовых масел (см. таблицу). Группа первая – собственно минеральные масла. Они имеют индексы вязкости от 80 до 120.

Предельные насыщенные (это углеводороды, где нет двойных связей) составляют менее 90%. Кстати, на что влияют эти предельные? Чем их меньше, тем лучше растворимость присадок, но (вот беда!) – выше окислительная способность масла. Запомним это.

Серы в первой группе более 0,03%, и она может доходить до 1% в зависимости от нефти, из которой получают базу.

Вторая группа имеет такие же индексы вязкости, но предельных здесь более 90%. Это означает, что масло подверглось гидрофинишингу, гидрооблагораживанию (гидропроцессам) в присутствии катализатора. Серы во второй группе меньше, а база более стабильна.

Переходим к третьей группе. Как видно из таблицы, это гидрокрекинговое масло – т.е. минеральная база, подвергнутая глубокой переработке в присутствии водорода на катализаторах и при высоких давлениях. И связана эта переработка не с извлечением «ненужных» компонентов, а с преобразованием их в углеводороды необходимой структуры за счёт реакций гидрирования, крекинга, изомеризации и др.

Такая технология позволяет получить высокий индекс вязкости и большой процент предельных углеводородов. А в целом – существенно повысить реологические и антиокислительные свойства продукта.

Четвертая группа – это полиальфаолефины (ПАО), получаемые из непредельных линейных углеводородов, родственников этилена. Термином «полиальфаолефины» сегодня щеголяют все. Употреблять его на презентациях и в разговорах модно, а не знать – неприлично. ПАО позволяют получить высокий индекс вязкости, максимум предельных и практически исключить серу.

И, наконец, пятая группа. Сюда включено всё, что не вошло в первые четыре группы – базы на основе сложных эфиров, полисилоксанов (кремнийорганических соединений), полигликолей и т.д. Так, на рынке известны очень качественные продукта на основе сложных эфиров (т.н. эстеровые масла).

Специалисты автосервиса «Евро Моторс» рекомендуют менять масло в системе ГУРа – один раз в год или каждые 30 тысяч километров. Не соблюдение этих рекомендаций может привести к износу деталей или поломке насоса гидроусилителя руля, также может пострадать рулевая рейка или рулевой редуктор.

Масла групп III – V продавцы относят к синтетическим. Таким образом, «синтетика» – это лишь технологический путь, многообразие средств для достижения эксплуатационных свойств товарного масла. У одной «синтетики» одни преимущества, у другой – другие.

Да, синтетические базы позволяют получать более высокие результаты, иначе они бы не появились на свет. У них хорошая низкотемпературная реология, а значит, лучше прокачиваемость и легче зимний пуск; меньшая испаряемость, возможность применения маловязких баз, что означает снижение потерь на трение…

Однако и у минеральных баз есть свои козыри! Например, колоссальный опыт использования, неагрессивное отношение к резиновым деталям, высокая растворяющая способность и обеспечение высокой коллоидной стабильности присадок. Иными словами, в минеральной базе присадки выпадать в осадок не торопятся.

А вот в ПАО с растворимостью похуже – чтобы правильно ввести туда композицию присадок, требуются определенные знания и технологии. И финансовые вложения, разумеется. Да и с резиной полиальфаолефины дружат не всегда.

Но использовать термины «синтетика – не синтетика» как классификационный параметр неправильно. Простой пример: можно взять минеральную базу и поднять индекс вязкости введением загущающей присадки. Или вооружиться одним и тем же пакетом присадок и на одной базе получить масло API SL, а на другой – API SM. То есть командует всем наука и технология. По этой причине минеральное гидрокрекинговое масло, как правило, несет гордый лейбл «синтетика».

Так что при выборе масла пользуемся не примитивной мантрой «синтетика – несинтетика», а рекомендациями автопроизводителя по классам вязкости SAE и эксплуатационным категориям API и АСЕА. И будет нам счастье.

В заключение два слова о «полусинтетике». Эти масла правильно называть частично синтетическими – ведь синтетической базы там может быть меньше половины. При получении таких масел минеральную базу смешивают либо с гидрокрекинговой, либо с ПАО. Сложные эфиры для этой цели используют редко.

Опубликовано в журнале «АБС Авто»